Описание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Изучение проблемы влияния дидактической игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
1.1 Дидактическая игра как средства умственного развития
1.2 Особенности внимания как психического процесса
1.3 Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Исследование особенностей развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2 Методика констатирующего эксперимента
Глава 3. Изучение развития внимания при помощи дидактической игры
3.1 Теоретическое и методическое обоснование программы
3.2 Игровая программа на развитие свойств внимания посредством дидактической игры
3.3 Определение эффективности при использовании игровой программы
Вывод по третьей главе
Заключение
Список литературы
61 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольный возраст– это короткий, но очень значимый период в развитии личности ребенка. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, у него вырабатываются определенные отношения к людям, к поступкам, к привычкам, он начинает копировать все, что видит вокруг. Формируется личностный характер ребенка. Дошкольный период – это возраст игры, которая имеет огромное значение для физического, психического, интеллектуального, духовно- нравственного и патриотического развития ребенка
Игра сопровождает ребенка на протяжении всей жизнь, является источником разной информации, методом обучения и воспитания ребят. В игровые моменты развиваются творческие способности, мышление, память, сила воли.
Дидактическая игра – это средство развития и воспитания. Через такие дидактические игры закрепляются знания и умения, развиваются все психические процессы. В игре ребенок учится договариваться, учитывать интересы и чувства других играющих, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и свои возможности, способности, старается разрешать сложившиеся конфликтные ситуации. В игре происходит полная социализация личности, ребенок начинает адаптироваться к обществу, изучает типы социальных характеров других детей и взрослых.
На каждом возрастном этапе развития ребенка дидактические игры меняются, но все они направлены на развитие памяти, мышления, воображения, дидактические игры учат также детей играть по правилам, носят в себе игровой замысел. Наличие правил позволяет самоорганизации детей, формированию правильного поведения, относительно определенных норм, как во время игры, так и в повседневной жизни. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме, потому что этот метод наиболее доступен для детей дошкольного возраста. В игре ребенок учится различать условные и реальные ситуации, учится обдуманно подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать определенные значимые для него решения.
Задача развития внимания у детей – актуальна на сегодняшний день. Эта проблема не раз освещалась не только в детской психологии, то и в педагогике. Внимание – это направленность психики, сознания ребенка на объект определенной структуры, имеющий устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышенную активность в сенсорном развитии, памяти и интеллектуальном развитии ребенка в целом. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри людей и на предметы окружающего мира. Оно обеспечивает положительное отношение к тому или иному предмету. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии. Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения.
Проблема нарушения уровня развития внимания – одна из наиболее актуальных и сложных в детской психологии, так как находится в соподчинении с другими психическими процессами и всегда в выступает системе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Особого наполнения внимание не имеет, оно находится внутри других процессов. Его сущность заключается в направленности, которая определяет анализ информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более детальную обработку, отражающуюся в сознании. Смысл также заключается в полной или частичной наравленности субъекта на объекте.
Игра- является важным методом развития внимания. Коррекционные игры – это полный разработанный комплекс игр и упражнений для развития внимания, как определенный психический процесс, но не являющийся отдельным от других психических процессов. Именно через игру ребенок получает радость от общения, удовольствие от соревновательного процесса со сверстниками или взрослыми, тем самым идет непосредственное развитие у ребенка всех процессов: память, внимание, речь, воображение…
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внимание влияет на эмоциональное, психическое, физическое, умственное развитие и благополучие ребенка. Поэтому очень важно осуществлять контроль, за сохранением психоэмоционального состояния ребенка. Кроме того, проблема диагностики, развития и коррекции внимания в старшем дошкольном возрасте занимает важное место, потому что внимание крайне необходимо ребенку, как в школьной, так и во взрослой жизни в целом. Анализируя научные труды известных педагогов, психологов, мы с уверенностью можем сказать, что способность ребенка контролировать и управлять своим вниманием определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств, которые ему необходимы будут на протяжении всей жизни.
Мы считаем, что педагоги, родители должны постоянно контролировать уровень развития внимания у ребенка. Если внимание не развито: ребенок часто отвлекается на посторонние предметы, долго не может сосредоточиться на происходящем вокруг событии, необходимо обратиться за помощью к психологам, использовать различные игры для коррекции и развития внимания.
Объект исследования: развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игрa как oдин из методов развитие внимания у старших дошкольников.
Цель исследования разработка серий мероприятий по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) теоретический анализ специально психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) экспериментальное изучение проблем в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста и причины их проявления.
3) проверка эффективности мероприятий по развитию внимания у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: есть возможность предположить, что произойдут качественные изменения в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста, если систематически, целенаправленно и планомерно использовать дидактические игры с детьми и родителями. При этом важно учитывать: положительное эмоциональное отношение ребенка со сверстниками; желание самого ребенка; обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о проблеме внимания и причинах их возникновения. Исследования помогут найти наиболее оптимальные пути преодоления проблем развития уровня внимания у детей.
Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования указывают на эффективность разработанной игровой методики, связанной с проблемой внимания у дошкольников. Это дает возможность предполагать, что ее можно использовать на практике в работе психолога и педагога дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: дипломная работа подготовлена на 60 листах печатного текста, состоит из введения, трех глав, вмещающих 8 параграфов, вывода по третьей главе, заключение, списка литературы, которые включают в себя 40 научных источников. Работа иллюстрирована 3 диаграммами и 13 таблицами.